Инвест Рейтинг » Инвестиции в кино
Обновлено 28/10/2021
Во Франции открылся юбилейный 70-й Каннский кинофестиваль. Самое время поговорить об инвестициях в кино.
В киноиндустрии сегодня крутятся огромные деньги. Поэтому, в сегодняшней статье хочу разобрать интересный вопрос о том, как работают инвестиции в кино и выгодны ли они.
Создание и продвижение фильмов — это очень прибыльный бизнес. Наверное, многие из нас слышали о том, какие астрономические гонорары у западных деятелей киноиндустрии.
Не хуже обстоят дела и с отечественным кинематографом. Михалковский «Фонд кино» раз за разом осваивает очередной миллиард, шлёпая свои поделки. В то же время, к примеру, талантливые питерские мультипликаторы успешно выходят на европейские рынки с «Малышариками».
Содержание статьи
* — указаны доходы только от кассовых сборов и просмотров.
Сразу хочется сделать целый ряд комментариев по российской части. В первую очередь, отмечу, что пятую строчку наравне с «Дозором», делит проект «Смешарики» / «Малышарики». Причём, мультсериалу удалось заработать ещё вчетверо большую сумму от продажи сопутствующих брендовых товаров.
Также, сразу бросается в глаза, что трое из пяти лидеров созданы при участии талантливого казахского режиссера/продюсера Тимура Бекмамбетова.
Ну а первое место по сборам среди российских фильмов заслужено исключительно за счёт маркетинга. Бондарчук запустил беспрецедентную рекламную компанию, на которую было потрачено больше чем на съемки. Как следствие — оценки профессиональных критиков у лидера отечественного кинопроката намного хуже, чем у следующей четвёрки фильмов. Однако, не хотелось бы дальше углубляться в критику нашего кино.
И, прежде чем описать возможные способы эффективно вложения денег в кинопродукты, опишу вкратце ключевые этапы в создании фильма. Их всего два. И от каждого из них критически зависит коммерческий успех.
Собственно говоря, речь идёт о процессе съёмок. Сюда входит весь цикл работы продюсера. Девелопмент начинается от появления идеи и создания сценария фильма и заканчивается итоговым монтажом и предпоказной финализацией киноленты.
Как правило, на этом этапе формируется большая часть затрат на фильм. Сценарий, декорации, авторские права, актёрские гонорары, работа технических специалистов — всё это может стоить очень дорого. Кроме того, на этом этапе определяется маркетинговая стратегия.
В этом деле каждый фактор важен. Вот примеры из наиболее бюджетных фильмов:
Седьмой эпизод «Звёздных войн» окупился уже в первый уик-энд. И не важно, какого качества был бы этот фильм. Ожидания и спрос изначально были заоблачными из-за успеха предыдущих фильмов серии. Так что, фильм окупился бы, даже если все 240 минут условный магистр Йода отгадывал бы кроссворд. Тоже самое можно сказать про каждую из частей «Властелина Колец» или «Хоббита» или Гарри Поттера. Успех каждого из этих фильмов был гарантирован уже после заключения договорённостей с представителями авторов соответствующих книг-бестселлеров. Зачастую, касса фильма зависит и от актёрского состава. После «Титаника», каждый из фильмов с участием Леонардо Ди Каприо окупился с лихвой. А многие из этих фильмов сами по себе стали культовыми. Тут остаётся лишь поздравить новоиспечённого оскароносца. «Сталинград» — это яркий пример успешной рекламной компании. Абсолютно средний фильм стал наиболее прибыльным в истории российского кино.
Таким образом, инвестор должен оценивать все составляющие при девелопменте фильма. Если говорить о совокупном бюджете фильма, то иногда лучше переплатить и получить потом вдвойне, чем сэкономить и не окупить вложения.
Дистрибуция — это распространение киноленты по различным каналам. Всего этих каналов выделяют четыре. Причём, как правило, распространение происходит не одновременно, а последовательно.
Прежде всего идёт показ в кинотеатрах. В подавляющем большинстве случаев основной доход приносят именно кинопоказы. Причём, есть не мало случаев, когда все затраты окупались уже за первую неделю после выхода фильма.
Далее начинается продажа компакт-дисков с фильмами. Я лично считаю, что CD — уже уходят в историю и сам последний раз покупал диск в 2014 году. Да и то для PlayStation. Как показывает статистика, доходы от продаж CD ежегодно падают. Тем не менее, этот канал дистрибьюции ещё используется.
После этого, права на показ фильма продаются телеканалам. Если фильм качественный и популярный, то это происходит через 4-6 месяцев после премьеры. В то же время, шлак могут показывать уже через 1-3 месяца. В последнюю очередь, права на показ продаются интернет сервисам типа ivi или zoomby. Обычно, это происходит через 5-6 месяцев после премьеры. Но, иногда, показ фильма в интернете начинается даже раньше, чем продажа CD.
Кстати, исходя из порядка распространения кинолент, можно чётко отследить появление пиратских версий. Вначале мы видим снятые из кинотеатра экранки с плохой картинкой и звуком (так называемые CAMRip). Затем появляются более качественные DVDScr, DVDRip и самые качественные — BDRip (копии высокой чёткости с Blue Ray дисков).
Несомненно, все каналы распространения фильмов важны. В то же время, по моим подсчётам, кинотеатры приносят 87% выручки (в среднем). А если в кинотеатрах картина успешна, то успешными будут и продажи дисков, не говоря уже о ТВ-рейтингах.
На постсоветском пространстве инвестиции в кино пока распространены плохо. И зарабатывают на этом виде искусства по большей части только Михалков с Бондарчуком. Тем не менее, возможности для нас с Вами тоже есть.
Первые ПИФ, предлагавшие инвесторам профинансировать кинопроект появился ещё в 2010 году. А до этого момента, фильмы финансировались лишь крупными продюссерскими центрами уровня «Warner Bros.» или «Двадцатый век Fox»). Частному инвестору вход в такие проекты, как правило, был закрыт.
Первый подобный ПИФ в России появился в 2012-м. Фонд был создан дочерней компанией «Сбербанка» для финансирования полнометражного мультика про «Смешариков». К сожалению, проект оказался убыточным, и, из вложенных $10 миллионов инвесторам вернулось чуть меньше 88%.
Тем не менее, были и прибыльные проекты. К примеру, пайщики, финансировавшие «Сталинград» получили по 128% прибыли. Интересно, что в каждом из упомянутых проектов участвовал Фёдор Бондарчук.
Да, кстати, сейчас начали появляться фонды, собирающие сразу на несколько фильмов. Это отличная возможность снизить инвестиционные риски за счёт диверсификации. Если в прокате провалиться один фильм, то другие могут перекрыть убытки.
Таким образом, инвестиции в кино через паевые инвестиционные фонды могут быть очень выгодны. Проблема лишь в том, что этих фондов пока маловато. А многие из них, вообще, закрытые (для заранее определённого круга лиц). Так что, отследить открытие кино-ПИФа можно, если просматривать сводки бизнес-СМИ и аналитических агентств.
Массовое кинопроизводство требует огромных ресурсов. Поэтому, как правило, бывает просто нереально профинансировать хороший фильм напрямую. Но есть другой вариант. В ожидании выхода нового блокбастера можно вложиться в акции кинокомпании-продюсера.
Важнейшие кинокомпании:
* — компания также владеет известными киностудиями Pixar, Lucasfilm и TriStar. ** — компания владеет известными киностудиями Paramaunt Pictures и Nickelodion. *** — компания владеет известными киностудиями Warner Bros. и New Line Cinema.
Если говорить об акция российского кинопрома — то это боль и унижение. Ведущие кино-девелоперы России это:
Централ Партнершип, которое, наряду с рядом центральных телеканалов принадлежит «Газпром-медиа», а через него «Газпромбанку», и акции выкупить нельзя. Мосфильм, который вообще является государственным унитарным предприятием, а значит, все россияне могут в него и так инвестируют, когда платят налоги.
Таким образом, рекомендую рассматривать в качестве инвестиций только всемирно известные кинокомпании. Ну, а если есть желание помочь отечественным кинематографистам, то, к примеру Олег Куваев из киностудии «мульт.ру» всегда готов принять пожертвования. [