Invest-rating.ru
Поиск

Что такое краудфандинг и для чего он нужен

Краудфандинг

Обновлено

С каждым годом краудфандинг становится все более популярным способом собрать нужные средства для запуска некоммерческого или коммерческого проекта. Статья поможет разобраться в том, что такое краудфандинг, в чем его достоинства и недостатки, какими бывают краудфандинговые программы, как реализовать успешный проект.

Суть краудфандинга

Слово «краудфандинг» является калькой с английских Crowd и Funding, которые переводятся на русский язык как «толпа» + «финансирование». То есть под краудфандингом понимается коллективное финансирование какого-то проекта. Сбор денежных средств ведется на добровольных началах по принципу «с миру по нитке». Чем больше людей интересуется идеей и считают ее привлекательной, тем быстрее копятся деньги, тем скорее реализуется краудфандинговый проект.

В краудфандинге организатор обязательно четко формулирует конечную цель и указывает требуемую сумму. Нельзя запустить краудфандинговую программу по сбору хоть каких-то средств для страдающих бездомных котиков. А вот организовать проект по стерилизации двадцати бездомных кошек, проживающих в селе Александровка, вполне можно.

Как зародился краудфандинг

О том, когда впервые был организован массовый сбор средств на конкретную цель, ведутся многочисленные споры. Так, одни считают, что это было в начале XX века при строительстве церкви в сибирском селе. Другие полагают, что такое событие произошло в середине XVIII века в Лондоне при спасении Банка Англии. Третьи находят что-то похожее еще в Древнем Риме во времена войн с Ганнибалом.

Но мнения всех сходятся в том, что первым краудфандинговым проектом в интернете стал сбор денег  для английской рок группы в 1997 году. Американские фанаты Marillion без участия самих музыкантов сумели собрать деньги на финансирование гастрольного тура любимой группы по городам Соединенных Штатов. Позже группа Marillion с помощью краудфандинга смогла записать несколько новых альбомов.

Для чего нужен краудфандинг

КраудинвестингСейчас краудфандинг успешно применяется для:

  • реализации разового проекта – от написания книги до создания детской комнаты при поликлинике конкретного города;
  • запуска стартапа – от производства оригинальных надувных диванов, накачиваемых без насоса, до выпуска новой криптовалюты;
  • проведения благотворительной кампании – от найма аниматоров для проживающих в интернате сирот до организации поиска пропавшего без вести человека.

Поэтому запуск краудфандинговой программы может хорошо подойти:

  • желающим открыть стартап;
  • людям творческих профессий, таким как писатели, музыканты, художники, режиссеры, актеры;
  • юридическим лицам, как мелким фирмам, так и крупным компаниям;
  • благотворительным организациям и социальным предпринимателям;
  • тем, у кого появилась уникальная и необычная идея, для воплощения которой нужны деньги.

Разновидности краудфандинга

В зависимости от вида вознаграждения краудфандинговые проекты подразделяют на:

  • Программы без получения вознаграждения. Они применяются для благотворительности и значимых общественных проектов, например, для озеленения пустыря, возведения памятника, покупки кормов приюту животных, закупки оборудования медицинской клинике и т.п.
  • Проекты с получением нефинансового вознаграждения. Они используются для реализации разовых проектов, таких как издание журнала, запись альбома, выпуск настольной или компьютерной игры, изготовление конкретного продукта и прочего. Жертвователи за свои вложения получают оговоренный товар или услугу, например, книгу, билет на концерт, ортопедическую подушку, участие в квесте и прочее.
  • Программы, в которых ожидается финансовое вознаграждение. Такую разновидность краудфандинга часто называют краудинвестингом. Вложение средств в краудинвестинговый проект означает, что инвестор или получит долю (например, оговоренный процент акций нового предприятия, определенное количество криптовалюты), или позже вернет свои деньги с процентами.

Иногда проект может использовать смешанную систему вознаграждений. Допустим, организатор собирает деньги на написание цикла журналистских статей из горячей точки. Он может объявить, что людям, пожертвовавшим сумму меньшую 30 долларов будет выслано благодарственное письмо на электронную почту, а те, кто внес больше 30 долларов, получат бумажные версии статей с автографом автора.

Плюсы и минусы краудфандинга

Преимуществами краудфандинга для авторов считаются:

  • Возможность очень быстро собрать требуемые средства. При этом также удается свести к минимуму бюрократическую волокиту.
  • Исключение необходимости подстраиваться под требования грантов и иных официальных источников финансирования. Изложить собственную идею можно в любой форме без оформления многочисленных бумаг в соответствии с требованиями стандартов.
  • Отсутствие обязательств перед банками и МФО. Участие жертвователей в краудфандинге является добровольным. От организатора инвесторы, безусловно, ожидают честности и желания завершить программу, но юридически автор никакой ответственности за провал проекта не несет.
  • Вероятность заинтересовать крупных инвесторов. Если идея подает большие надежды на стабильную прибыль в будущем, организатор может получить особое предложение.
  • Возможность увеличить узнаваемость уже существующего бренда или повысить популярность публичного лица. Особенно хорошо такой подход работает на благотворительном краудфандинге.

Плюсами краудфандинга для жертвователей являются:

  • Возможность с огромной выгодой инвестировать в перспективный стартап и тем самым многократно увеличить сумму начального вложения.
  • Участие в социально значимых проектах, приносящих пользу как отдельным людям, так и всему обществу в целом.
  • Возможность анонимного вложения денег – в большинстве программ не требуется раскрывать имена инвесторов.

Но есть у краудфандинга и серьезный недостаток – спрогнозировать успех со 100% вероятностью нельзя, из-за чего и организаторам, и жертвователям приходится принимать на себя риски:

  • Инвесторы рискуют потерей своих денег – в случае неудачи с проектом вернуть средства не получится.
  • Авторы несут репутационные риски – если широко раскрученный проект провалится, организаторы лишатся доверия и снова запустить программу даже с потрясающей идеей не смогут.

Как реализовать успешный сбор денежных средств

Сбор средств

Подготовительный этап

Прежде чем начинать собирать деньги, организатору надо постараться точно спрогнозировать, заинтересуется ли целевая аудитория. Для этого стоит провести предварительное исследование, изучив нужды потенциальных инвесторов и предложения конкурентов. Если окажется что подобных инициатив много, а автор не может предложить что-то эксклюзивное, то с краудфандингом стоит подождать.

Если же все в порядке, и идея проекта действительно нова и интересна ЦА, то все равно лучше подстраховаться и провести не требующую больших затрат рекламную кампанию. Это может быть размещение постов в социальных сетях, публикация интервью в тематических изданиях, подробное объяснение преимуществ проекта на целевом сайте.

Однако стоит учитывать, что, если официально не оформлен патент и не предприняты иные меры по защите интеллектуальной собственности, то оригинальную авторскую идею могут украсть конкуренты. Поэтому чересчур затягивать с подготовкой к запуску программы тоже не стоит.

Выбор платформы

Желательно, чтобы площадка, на которой запускается проект:

  • Работала уже не первый год и реализовала достаточное количество успешных сборов средств. Тогда основные процессы будут отлажены, и организатор не столкнется с серьезными проблемами.
  • Имела большую активную аудиторию. Если платформа функционирует несколько лет, но за эти годы не смогла привлечь многочисленных заинтересованных пользователей, то вряд ли что-то изменится в ближайшее время.
  • Брала разумный процент за предоставленные услуги. Также надо убедиться, что площадка для краудфандинга не навязывает дополнительных комиссий, например, за перевод денег на счет.

Кроме того, стоит проверить дополнительные условия. Так, некоторые платформы работают по принципу «или все, или ничего». Это значит, что если в оговоренный срок была собрана сумма, меньшая планируемой хотя бы на рубль, то проект считается проваленным, а деньги не передаются автору. А есть площадки, где бесплатно помогают привлекательно оформить инвестиционное предложение.

Также важно внимательно изучить договор, который будет подписан с платформой. А когда затевается крупный проект, лучше дополнительно проконсультироваться с юристом и заранее узнать обо всех подводных камнях.

Запуск

Открывая проект, важно предоставить инвестором подробное описание. Суть должна быть понятна даже тем людям, которые никогда раньше не интересовались такой темой. Плюсом будет, когда в описании краудфандинговой программы есть рисунки, схемы, графики, а не просто написан сухой текст. Также желательно снять видеоролик, так как сейчас все больше людей предпочитают контент в формате видео.

Обязательно нужно указать:

  • дату начала и завершения проекта;
  • требуемую сумму с обоснованием ее величины;
  • список вознаграждений (если они предусмотрены).

Сбор средств

Люди охотнее вкладывают в уже востребованные проекты. Поэтому желательно сразу же показать, что программа интересна жертвователям. Для этого можно обратиться к близким людям – друзьям, членам семьи. Они могут перечислить хотя бы небольшую сумму, чтобы дать начальный толчок проекту.

В ходе сбора средств надо:

  • благодарить и тех, кто вложился материально, и тех, кто распространил информацию о программе на своих страничках в социальных сетях;
  • регулярно информировать аудиторию о том, как продвигается дело;
  • постоянно отчитываться, сколько средств уже собрано, и сколько денег осталось накопить.

Завершение компании

Если нужную сумму удалось собрать, то можно переходить к реализации программы. Но стоит помнить, что по российскому законодательству собранные с помощью краудфандинга деньги считаются доходом и облагаются налогом. Физическое лицо должно заплатить НДФЛ, индивидуальный предприниматель или компания уплатить налог в соответствии с выбранной системой налогообложения. А вот некоммерческая организация может оформить сбор денег как пожертвование и тем самым избежать уплаты налога.

Как с выгодой вложиться посредством краудфандинга

Чтобы удачно вложить средства, получив существенную прибыль, качественный продукт или моральное удовлетворение, надо:

  • Сначала изучить различные проекты. Если краудфандинговая программа не является уникальной, то будет легко выбрать из нескольких предложений наилучшее. Но даже проектов с оригинальными идеями на краудфандинговых площадках выставляется множество. И из них стоит отдать предпочтение тому, который или кажется легко осуществимым, или интересует большое число пользователей.
  • Узнать об авторе. Если организатор никому не известен даже в узких кругах, то выбирать его программу вряд ли окажется хорошей задумкой. Лучше вложиться в автора, который или уже реализовывал успешные проекты в рамках краудфандинга, или имеет деловую репутацию человека, разбирающегося в бизнесе и умеющего просчитывать риски. В этом случае вероятность того, что программа завершится по плану, окажется намного выше.
  • Узнать о площадке. Платформа по сбору средств тоже должна быть надежной. Лучше не вкладываться через площадку, которая только открылась или функционирует уже давно, но успела набрать отрицательных отзывов от пользователей.
  • Выбрать приемлемый размер инвестиций. Всегда нужно помнить, что деньги в краудфандинге могут просто пропасть. Такое может произойти по нескольким причинам – организатор переоценит свои способности и не сможет реализовать проект; с автором что-то случится, из-за чего программу придется закрыть; обнаружатся препятствия, которые нельзя было спрогнозировать заранее. Поэтому инвестору не стоит вкладывать последние средства или вносить такую сумму, потеря которой станет катастрофой.

Заключение

Краудфандинг – перспективный способ как найти деньги для определенной цели, так и удачно вложить средства в потенциально успешный проект. Такая схема финансирования станет превосходным решением для стартапа, инновационных разработок, проверки работоспособности идеи, некоммерческого проекта. Возможно, уже через несколько лет краудфандинг сможет предложить полноценную альтернативу банковским кредитам на развитие бизнеса.