Инвест Рейтинг » Что такое краудфандинг и для чего он нужен
Обновлено 31/10/2021
С каждым годом краудфандинг становится все более популярным способом собрать нужные средства для запуска некоммерческого или коммерческого проекта. Статья поможет разобраться в том, что такое краудфандинг, в чем его достоинства и недостатки, какими бывают краудфандинговые программы, как реализовать успешный проект.
Содержание статьи
Слово «краудфандинг» является калькой с английских Crowd и Funding, которые переводятся на русский язык как «толпа» + «финансирование». То есть под краудфандингом понимается коллективное финансирование какого-то проекта. Сбор денежных средств ведется на добровольных началах по принципу «с миру по нитке». Чем больше людей интересуется идеей и считают ее привлекательной, тем быстрее копятся деньги, тем скорее реализуется краудфандинговый проект.
В краудфандинге организатор обязательно четко формулирует конечную цель и указывает требуемую сумму. Нельзя запустить краудфандинговую программу по сбору хоть каких-то средств для страдающих бездомных котиков. А вот организовать проект по стерилизации двадцати бездомных кошек, проживающих в селе Александровка, вполне можно.
О том, когда впервые был организован массовый сбор средств на конкретную цель, ведутся многочисленные споры. Так, одни считают, что это было в начале XX века при строительстве церкви в сибирском селе. Другие полагают, что такое событие произошло в середине XVIII века в Лондоне при спасении Банка Англии. Третьи находят что-то похожее еще в Древнем Риме во времена войн с Ганнибалом.
Но мнения всех сходятся в том, что первым краудфандинговым проектом в интернете стал сбор денег для английской рок группы в 1997 году. Американские фанаты Marillion без участия самих музыкантов сумели собрать деньги на финансирование гастрольного тура любимой группы по городам Соединенных Штатов. Позже группа Marillion с помощью краудфандинга смогла записать несколько новых альбомов.
Сейчас краудфандинг успешно применяется для:
Поэтому запуск краудфандинговой программы может хорошо подойти:
В зависимости от вида вознаграждения краудфандинговые проекты подразделяют на:
Иногда проект может использовать смешанную систему вознаграждений. Допустим, организатор собирает деньги на написание цикла журналистских статей из горячей точки. Он может объявить, что людям, пожертвовавшим сумму меньшую 30 долларов будет выслано благодарственное письмо на электронную почту, а те, кто внес больше 30 долларов, получат бумажные версии статей с автографом автора.
Преимуществами краудфандинга для авторов считаются:
Плюсами краудфандинга для жертвователей являются:
Но есть у краудфандинга и серьезный недостаток – спрогнозировать успех со 100% вероятностью нельзя, из-за чего и организаторам, и жертвователям приходится принимать на себя риски:
Прежде чем начинать собирать деньги, организатору надо постараться точно спрогнозировать, заинтересуется ли целевая аудитория. Для этого стоит провести предварительное исследование, изучив нужды потенциальных инвесторов и предложения конкурентов. Если окажется что подобных инициатив много, а автор не может предложить что-то эксклюзивное, то с краудфандингом стоит подождать.
Если же все в порядке, и идея проекта действительно нова и интересна ЦА, то все равно лучше подстраховаться и провести не требующую больших затрат рекламную кампанию. Это может быть размещение постов в социальных сетях, публикация интервью в тематических изданиях, подробное объяснение преимуществ проекта на целевом сайте.
Однако стоит учитывать, что, если официально не оформлен патент и не предприняты иные меры по защите интеллектуальной собственности, то оригинальную авторскую идею могут украсть конкуренты. Поэтому чересчур затягивать с подготовкой к запуску программы тоже не стоит.
Желательно, чтобы площадка, на которой запускается проект:
Кроме того, стоит проверить дополнительные условия. Так, некоторые платформы работают по принципу «или все, или ничего». Это значит, что если в оговоренный срок была собрана сумма, меньшая планируемой хотя бы на рубль, то проект считается проваленным, а деньги не передаются автору. А есть площадки, где бесплатно помогают привлекательно оформить инвестиционное предложение.
Также важно внимательно изучить договор, который будет подписан с платформой. А когда затевается крупный проект, лучше дополнительно проконсультироваться с юристом и заранее узнать обо всех подводных камнях.
Открывая проект, важно предоставить инвестором подробное описание. Суть должна быть понятна даже тем людям, которые никогда раньше не интересовались такой темой. Плюсом будет, когда в описании краудфандинговой программы есть рисунки, схемы, графики, а не просто написан сухой текст. Также желательно снять видеоролик, так как сейчас все больше людей предпочитают контент в формате видео.
Обязательно нужно указать:
Люди охотнее вкладывают в уже востребованные проекты. Поэтому желательно сразу же показать, что программа интересна жертвователям. Для этого можно обратиться к близким людям – друзьям, членам семьи. Они могут перечислить хотя бы небольшую сумму, чтобы дать начальный толчок проекту.
В ходе сбора средств надо:
Если нужную сумму удалось собрать, то можно переходить к реализации программы. Но стоит помнить, что по российскому законодательству собранные с помощью краудфандинга деньги считаются доходом и облагаются налогом. Физическое лицо должно заплатить НДФЛ, индивидуальный предприниматель или компания уплатить налог в соответствии с выбранной системой налогообложения. А вот некоммерческая организация может оформить сбор денег как пожертвование и тем самым избежать уплаты налога.
Чтобы удачно вложить средства, получив существенную прибыль, качественный продукт или моральное удовлетворение, надо:
Краудфандинг – перспективный способ как найти деньги для определенной цели, так и удачно вложить средства в потенциально успешный проект. Такая схема финансирования станет превосходным решением для стартапа, инновационных разработок, проверки работоспособности идеи, некоммерческого проекта. Возможно, уже через несколько лет краудфандинг сможет предложить полноценную альтернативу банковским кредитам на развитие бизнеса.