Invest-rating.ru
Поиск

Ликвидность: что это такое и как её определить

Обновлено

Ценность любого актива – далеко не единственный важный параметр. Вы не сможете извлечь ощутимую пользу от какой-либо вещи, если окажетесь неспособны быстро ее продать при возникновении такой необходимости. В данном случае огромное значение приобретает фактор ликвидности.

Что нужно знать о понятии ликвидности

Ликвидность – это возможность обменять актив на деньги быстро и с выгодой. То есть, вы продаете вещь за ее реальную стоимость. И чем проще это делается, тем весомее оказывается ликвидность. У недвижимости, акций и оборудования она будет разной. В случае с недвижимостью вам придется ждать очень долго. 

Продажа производственного оборудования тоже отнимет у вас много времени. Такие товары обладают низкой ликвидностью. У ценных бумаг она будет повыше, а у денежных средств – и вовсе абсолютная. Обменивать их на что-то другое не нужно. Но здесь тоже имеются свои нюансы, поскольку нужно учитывать ликвидность конкретной валюты.

Еще нужно рассматривать ликвидность не только отдельных активов, а предприятий и организаций в целом. Это позволит увидеть, в какой мере компания является платежеспособной. Такая картина складывается из ликвидности ее активов и способности погасить долговые обязательства.

Например, у предприятия имеются большие суммы на счетах, а склады полны продукцией, пользующейся высоким спросом. Такая компания вызывает больше доверия. Она без особых сложностей сможет получить кредит в банке или договориться о выгодных условиях поставок. С надежными предприятиями гораздо охотнее сотрудничают, что становится залогом их успешной деятельности.

Представим другую картину. Предприятие располагает лишь полуразвалившимся зданием в не самом престижном районе города, а денег на счету почти нет. Если такая компания обанкротится, кредиторы будут долго ждать получения своих денежных средств. Понятно, что желающих иметь дело с подобными организациями гораздо меньше. Банки, поставщики, клиенты не решаются связываться с сомнительными партнерами. Поэтому ликвидность предприятия играет важнейшую роль.

Как определяют ликвидность

Ликвидность активовВажно, чтобы компания могла быстро расплатиться по каждому долговому обязательству с помощью собственных активов. Чтобы оценить такую возможность, изучаются данные баланса, производятся расчеты коэффициента ликвидности. В его определении учитывается общий объем долгов и оборотных средств предприятия.

Ликвидность можно подразделить на:

  • текущую;
  • быструю;
  • абсолютную.

В каждом случае проводятся свои расчеты, но общий подход остается примерно одинаковым. В зависимости от выбранного параметра принимаются во внимание различные виды задолженностей и обязательств, объем оборотных средств, инвестиции и остаток финансов на счетах.

Определение коэффициента ликвидности текущего вида связано с оборотными активами и их соотношением с долгами предприятия. Предприятие-должник не может гасить задолженности с помощью своих активов, если данный показатель не превышает 1,5. При коэффициенте 2 ситуация воспринимается идеальной.

Расчеты по коэффициенту быстрой ликвидности осуществляются исходя из активов, имеющихся в наличии, а также долговых обязательств. Однако здесь не принимаются во внимание производственные ценности. При показателе 1 и более ситуация трактуется как стабильная. Предприятие оказывается способным оплатить долги даже при возникновении неожиданных проблем.

При определении абсолютной ликвидности учитываются имеющиеся вложения, корпоративные счета и долги. В данных обстоятельствах не принимается во внимание дебиторская задолженность. Коэффициентный показатель не менее 0,2 считается нормой.

Ликвидность в разных сферах

В зависимости от сегмента мы можем говорить о ликвидности:

  • предприятия;
  • финансовой организации;
  • рынка;
  • денег;
  • ценных бумаг;
  • недвижимости.

Ликвидность любой структуры показывает её платежеспособность. Компания в состоянии погасить имеющуюся задолженность за счет имеющихся в наличии собственных активов, которые можно продать по выгодной цене.

Активы подразделяются на две группы. К первой из них относят оборотные средства, приносящие доход на протяжении года. Это финансы, сырьевая база, инвестиции краткосрочного типа, дебиторская задолженность. Второй группе принадлежат активы вне оборота. Это патенты, разработки, недвижимость, оборудование, вложения на периоды более одного года.

Кроме активов, предприятие обладает и пассивами – кредитами, резервами будущих расходов, задолженностями по дивидендам. Они в свою очередь подразделяются на четыре группы, которые выстраиваются по степени срочности платежей или ликвидности.

Компания должна владеть достаточным объемом средств, чтобы платить по счетам. Поэтому необходимо учитывать сроки поступлений финансов и платежей. Сравнивая эти суммы, вы можете увидеть платежеспособность структуры.

Под ликвидностью банка подразумевается весьма условное понятие. Под этим термином обычно определяют способность учреждения расплатиться со всеми своими вкладчиками. Например, при выдаче кредита у банка становится меньше средств.

Поэтому нужно располагать большим количеством резервов. Причем речь идет не только о денежных суммах, но и вложениях в различные активы. Банки часто инвестируют средства в ценные бумаги. Еще эти структуры имеют у себя на балансе недвижимость, технику и многое другое. Ситуацию с банками контролирует Центробанк РФ.

Характеристики рыночной ликвидности – это возможность произвести сделку с реальной выгодой, без временных и ценовых потерь. На ликвидном рынке заключается множество договоров, где присутствует небольшая разница в стоимости продажи и покупки. 

Для оценки состояния рынка используется показатель «черн». Он определяет соотношение контрактов и поставляемых товаров. Значение данного параметра не должно быть ниже 15, а чтобы рынок был признан ликвидным, на нем надлежит заключать большое количество сделок, не оказывающих существенного влияния на товарную стоимость.

В сфере ценных бумаг их ликвидность определяется исходя из объемов торгов и разброса предлагаемых и запрашиваемых цен. Чем больше сделок, в которых участвуют облигации или акции, заключается на рынке, тем привлекательнее оказываются эти ценные бумаги в плане их ликвидности. Также есть вариант продажи без значительного изменения стоимости, поэтому при торговле ценными бумагами нужно обращать внимание на множество нюансов. Лучше приобретать высоколиквидные активы, ведь они подлежат продаже в любой удобный момент.

Мы уже касались ликвидности денег, но она также подразумевает способность к сохранению своей номинальной стоимости. В государствах со стабильной и сильной экономикой национальная денежная единица демонстрирует высокую ликвидность. Во время инфляции она начинает падать, поскольку покупательская способность конкретной валюты в какой-то мере утрачивается.

Конечно, деньги остаются ликвидны сами по себе. Но ценность конкретной валюты зависит от ее курса и экономического состояния страны. Например, во время кризиса 2014 года рубль стал менее ликвидным, чем раньше. Его курс упал по отношению к доллару и евро, а стоимость продуктов заметно выросла.

Ликвидность недвижимости определяется возможностью быстрой продажи этого имущества. Естественно, что по сравнению с валютой, акциями и оборудованием недвижимость менее ликвидна. Для продажи жилых и нежилых объектов потребуется немало времени. Нужно произвести их оценку и предпринять множество других шагов, предшествующих оформлению сделки.

Кроме того, недвижимость может продаваться по цене ниже рыночной. Владельцы жилых, промышленных и коммерческих помещений прибегают к такой тактике, чтобы ускорить процесс получения денег. Еще на стоимость объекта влияют различные факторы. Например, при развитии социальной инфраструктуры района квартира поднимается в цене. Если же недалеко открывается мусорный полигон, недвижимость тут же начинает дешеветь. Поэтому такой актив считается низколиквидным.

Однако люди все равно вкладывают деньги в недвижимость, поскольку такие инвестиции считаются выгодными. Не рекомендуется держать на банковском счете более 1,4 млн. рублей. Если банк теряет лицензию, государство возместит вам страховку в пределах этой суммы. Остальных денег при этом вы лишитесь, поэтому лучше держать крупные суммы в разных банках. Но некоторые инвесторы предпочитают вкладывать в иные сегменты рынка, одним из которых как раз является недвижимость.

Что играет роль при определении ликвидности денежных средств и других активов

Для оценки платежеспособности предприятия вам следует познакомиться с бухгалтерским балансом. Обратите внимание на показатели его ликвидности, чтобы убедиться в финансовой устойчивости данной структуры.

Ликвидность непосредственно связана с активами и внутренними факторами. Компании необходимо иметь деньги на счетах, а также осуществлять успешные краткосрочные вложения. Еще важно иметь запас быстро реализуемых товаров, пользующихся спросом. Естественно, что помимо этого требуется собственный капитал предприятия.

При вложениях следует использовать тактику диверсификации. Вам следует инвестировать в совершенно разные сферы, чтобы обезопасить себя на случай падения какого-либо рынка. При таком раскладе влияние кризиса на инвестиции будет для вас не таким существенным.

Среди других моментов, определяющих ликвидность, можно выделить:

  • эффективность управленческой системы;
  • оптимальную внутреннюю структуру;
  • деловую репутацию компании.

Для анализа недостаточно ознакомиться с балансом предприятия. В данном случае потребуется оценка иного плана. Например, об управленческом качестве можно судить на основании устава и отчетов о финансовой деятельности. Предположим, из документов видно, что все процессы компании хорошо продуманы, а показатели свидетельствуют о развитии. Такое предприятие можно считать стабильным и надежным.

При этом огромное значение имеет фактор имиджа. На него оказывают влияние публикации в СМИ, отзывы клиентов и мнения экспертов. Определенную лепту здесь способны внести и конкуренты. Когда компания имеет плохую репутацию, с ней неохотно сотрудничают. Подорванный имидж приводит к сокращению количества клиентов и уменьшению объема прибыли.

Поэтому предприятия и организации уделяют серьезное внимание собственной репутации. Однако некоторые представители рынка играют не по правилам, предпринимая попытки очернить конкурентов.

Как повысить ликвидность

Для улучшения параметров используются разные методы. Это повышение качественных характеристик активов, а также снижение объема дебиторской задолженности (разумнее вести работу сразу по обоим направлениям).

Предприятию нужно увеличивать объем оборотных средств, повышать прибыль и сокращать сумму кредита. Понятно, что осуществление этой цели потребует от компании колоссальных усилий. Особенно тяжело становится во время кризиса, когда вопрос повышения ликвидности отходит на второй план. В такие моменты главным становится сохранение предприятия как такового.

Но в любом случае бизнес не должен быть убыточным. Поэтому любой компании нужно развиваться и выходить на улучшение собственных показателей. Многое здесь зависит от грамотного руководства, способного принимать своевременные решения.

Компании также нередко сталкиваются с ситуациями, когда должники не выплачивают деньги. При возникновении подобных проблем, есть смысл заключить цессию – договор, при котором долг перепродается третьим лицам. В результате компания лишится некоторой части средств, зато пополнение счета становится реальностью. К такой тактике стоит прибегать, когда вы имеете дело с проблемными должниками.

Что касается кредитов, лучше вообще их не использовать. Но в реальности обойтись без помощи банка практически невозможно. Так что на каких-то этапах вам придется прибегать к займам. Главное, чтобы эти кредиты были оправданы и оформлялись на выгодных условиях. Потом вам следует сокращать объем долга, в этом вопросе важна положительная динамика.

Невозможно повысить ликвидность предприятия без улучшения качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Еще нужно уделить внимание маркетинговой стратегии и грамотному продвижению бизнеса. Так что для повышения платежеспособности компании потребуется работа по многим направлениям. Это потребует эффективного руководства, профессионализма сотрудников, последовательной реализации выбранной стратегии и готовности вносить коррективы в первоначальный план.