Invest-rating.ru
Поиск

Равновесная цена: что это такое простым языком

Обновлено

Равновесная цена – один из трех китов (помимо спроса и предложения), на которых держится экономика. Некоторые, например сотрудники налоговых служб, сталкиваются с ней, используя в своей работе методику сопоставимых рыночных цен, которая используется обычно для контролируемых сделок. Понимание этого инструмента позволит, кроме прочего, предсказывать интервалы цен на рынке.

Подробнее о термине

Равновесная цена

Равновесная цена– это особая отметка, когда предложение и спрос полностью совпадают, и появляется идеальный баланс. Вот почему всегда, когда равновесная стоимость меняется, это предвещает перемены в уровнях двух других параметров для определенной услуги либо товара. И это значит, что данная стоимость не может быть установлена административными способами.

Однако если в условиях рынка стойкость этой цены сохраняется на протяжении длительного времени, это может значить стабильность непосредственно для рынка.

Равновесная цена (или же стоимость равновесия) сообщают изготовителю, какие еще объемы товара он может спокойно выставить на продажу, с учетом производственных издержек. Но кроме этого, данный термин сообщает и покупателю некоторую информацию об этом товаре. Покупатель понимает уровень спроса и соизмеряет его с собственным уровнем дохода. Что дает ему понять, сможет ли он купить этот товар в ближайшее время.

Другими словами, в данном понятии совпадают интересы и изготовителя, и потребителя. А также она поддерживает баланс рыночной ситуации, пока не случится избыток либо нехватка.

В чем заключается механизм экономического равновесия

Равновесная стоимость означает:

  • отсутствие, как избытка, так и дефицита товара либо услуги;
  • отсутствие предпосылок к подорожанию либо удешевлению товара.

Если ценовая категория колеблется от равновесного значения, на рынке может проявиться стимул к возникновению перемен. К примеру, когда спрос выше предложения – это предпосылки к повышению предложения. Если наоборот – предложение выше спроса – тогда это посылка к снижению объемов предложения.

Также важно помнить о том, что субъекты РФ отличаются по таким особенностям:

  • климатические условия для коммерции;
  • наличие конкуренции;
  • плотность населения;
  • степень развития производства и торговли;
  • уровень доходов потенциальных потребителей.

Потому для каждого субъекта РФ есть вероятность формирования уникальных условий и, в качестве следствия, собственная равновесная стоимость. Которая берет в расчет целый перечень факторов, которые оказывают влияние на спрос и предложение.

Различия ценовых категорий в областях или даже в соседних городах оказывают существенное влияние на их сопоставимость. Потому сама возможность использования в данном случае метода сопоставимой рыночной цены, с учетом всех деталей, является довольно спорной.

Зачем в принципе рассчитывать равновесную цену

Прежде всего, стоит уточнить, что расчет данного параметра взяли на себя контролирующие органы. Они наблюдают, чтобы производители не выводили облагаемый налогом доход в офшор, как и отслеживают распределение налоговой базы. Так, например, заведомое снижение стоимости товара либо услуги – очевидный способ, которым производители пытаются уменьшить размер обязательных выплат.

В стандартной торговле предприятия просчитывают эту цену, чтобы уточнить, каких товаров в избытке, а каких – в дефиците. На базе этих данных и формируется стоимость продажи. В производственных процессах равновесная стоимость важна не меньше. Здесь она помогает в планировании затрат и прибыли. В частности, узнать, по какой цене будет лучше всего продаваться новая продукция. При равновесной стоимости цена за продукт будет соответствовать количеству потенциальных покупателей.

Признаки равновесной цены:

  • предложение уравновешено со спросом;
  • запланированное число потребления равно запланированным поставкам.

А когда ценовая категория товара удерживается в границах равновесной цены, это значит, что:

  • потребитель стабильно приобретает продукт;
  • изготовитель получает прибыль;
  • продавец также получает прибыль.

Подводя итог можно сказать, что равновесная цена – это та оптимальная стоимость, которая устроит и изготовителя, и потребителя.