Invest-rating.ru
Поиск

Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. Русский арт-рынок

Обновлено

По словам автора книги «Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства», «объектом рассмотрения данного руководства являются предметы искусства так называемого инвестиционного качества, т.е., картины и скульптуры, аукционная стоимость которых равна или превышает 5.300.000$, и которые входят в 500 самых дорогих произведений искусства.  Прочие же сегменты арт-рынка являются незрелыми и легко манипулируемыми».  Барьер оказался слишком высоким. Из русских художников его преодолели только Малевич, Кандинский, Явленский, Сутин, Шагал и Гончарова. Айвазовский, например, остался в «незрелых сегментах». «Руководство..» было издано в 2006 году, на пике дикого роста цен на искусство. Но вот уже в 2007 году вышла книга «Цена искусства» Юдит Бенаму-Юэ, где описана забавная история, которая произошла с одним арт-дилером во время предполагаемого экономического кризиса: «Зазвонил телефон и высветился номер клиента. Но каково было разочарование, когда клиент пришёл  не купить, а продать». А уж если говорить о манипуляциях на арт-рынке, то в этой книге собраны самые яркие примеры таких манипуляций с произведениями современного искусства стоимостью десятки миллионов долларов за картину или объект.  И как же можно в такое инвестировать — в  игры миллиардеров? В обеих книгах речь шла преимущественно о западном арт-рынке.  Мы живём в России, подумаем  же об инвестировании  в русское искусство. История российского арт-рынка очень молода, но уже за эти несколько лет некоторые художники и группы были переоценены, а другие – недооценены и не изучены. На мой взгляд, рискованно инвестировать в тех художников, которые стали модными вдруг, и цены на их работы выросли на 100%, а то и 200% за 1 год. Напротив, цены на искусство тех художников, чьё творчество сейчас на стадии изучения и популяризации, могут вырасти даже во время экономического кризиса.

Мне бы хотелось, чтобы само понятие «инвестиции в искусство» стало демократичным. Ведь в реальности, вы можете инвестировать в искусство не просто менее 5,3 млн. долларов, но даже 5 тысяч долларов, и это вовсе не будет «незрелым сегментом рынка».  Один клиент моей галереи купил 7 картин художника Валентина Окорокова  ещё до выставки в ГТГ. Он заплатил по 5 тысяч долларов за каждую. Затем картина Окорокова «Чёрный человек» была продана на аукционе Sotheby’s (Лондон, 12 марта 2008 г., лот №5) за 58 тысяч долларов. Меньше, чем через год другой клиент выбрал по каталогу выставки две работы этого художника и предложил за них 50 тысяч долларов. И эти две картины оказались именно из числа семи, которые уже были куплены по 5 тысяч. Следовательно, и такие скромные вложения могут быть  «инвестицией в искусство». Приобретение работ на начальном этапе выставочного проекта  даёт возможность наблюдать гарантированный рост и интереса к художнику, и цен на его произведения.