Invest-rating.ru
Поиск

Шоу бизнес

Под «шоу-бизнесом» сегодня понимается, в первую очередь, раскрутка звезд эстрады. Ни для кого не секрет, что поп-звезды зарабатывают огромные суммы денег, однако еще больше кладут себе в карман их продюсеры. Инвестиции в шоу–бизнес – один из наиболее прибыльных, но вместе с тем наиболее хлопотных и рискованных видов инвестирования.

Объект инвестирования в шоу-бизнес


Как правило, инвестирование в шоу-бизнес означает, что инвестор передает определенную сумму денег продюсеру набирающей популярность «звезды» с целью последующего получения процента от прибыли с концертов и продажи компакт-дисков. Однако инвестиции в шоу-бизнес могут подразумевать не только прямые вложения средств, но и косвенные – помощь в приобретении оборудования, оплату расходов на пиар-кампанию и т.п. Сложность здесь заключается в том, чтобы грамотно выбрать объект инвестирования. Проще говоря – нужно знать, куда стоит вкладываться, уметь чувствовать рынок. Несмотря на то, что среди поклонников той же поп-музыки большой процент людей с непритязательными вкусами, инвестор (как и продюсер) должен понимать: новую «звезду» люди должны принять. Шоу с ее участием должны не просто оказаться впечатляющими – они должны чем-то «цеплять», чтобы приносить стабильную прибыль, привлекая людей. Только в этом случае вложения будут рентабельными. И поэтому от инвестора требуется тщательное изучение рынка и четкое понимание целевой аудитории и ее вкусов.

Для понимания размера инвестиций до получения стабильной прибыли, можно привести несколько примеров:

  • В «раскрутку» украинской певицы и актрисы Мики Ньютон было вложено около 700 тысяч долларов. Причем, как признавался ее продюсер Юрий Фалеса, первоначально планировалось ограничиться всего 200 тысячами – но запись нового альбома и организация продаж в России потребовали дополнительных вливаний. Однако уже после первых вложений и годовой раскрутки певица стала достаточно популярна, чтобы частично компенсировать эти вложения. По словам Юрия Фалесы, вложения на первоначальной стадии раскрутки потребуют суммы не меньше, чем 300 тысяч долларов. В течение года-двух эти средства должны вернуться – если все пойдет по плану.
  • Если стоит задача «раскрутить» звезду большего масштаба – это потребует более солидных вложений. К примеру, в раскрутку Елены Ваенги было вложено около 2-х миллионов долларов, в пиар-кампанию Димы Билана – 4 миллиона. Сегодня прибыль от концертов певицы составляет от 2 до 6 миллионов долларов в год, доход от концертов и продаж дисков Димы Билана – около 4 миллионов, по данным рейтинга «Forbes».

Классификация инвестирования в шоу-бизнес


Простейшая классификация инвестиций в шоу-бизнес основана на объекте вложения. Это может быть как начинающая поп-звезда, так и целый коллектив, танцевальное шоу, стартап по организации праздников и фестивалей и т.д. Все, что связано с шоу, развлечениями и яркими впечатлениями, подпадает под определение шоу-бизнеса.

Инвестирование в шоу-бизнес может быть как прямым (перечисление средств продюсеру либо денежная помощь самому коллективу/исполнителю на первых порах с последующим получением доли прибыли), так и косвенным (вложения в компании, занимающиеся раскруткой будущих звезд).

Цели и задачи инвестирования в шоу-бизнес


Прежде чем вкладывать средства в тот или иной шоу-проект, инвестор должен ответить на три ключевых вопроса.

  • Каковы цели проекта, и какова ожидаемая рентабельность вложений в этот проект? Отвечая на этот вопрос, инвестор должен четко представлять себе, как будет работать проект и какую прибыль (в процентном соотношении или выраженную в определенной сумме) из него можно будет извлечь по прошествии заранее определенного срока. При этом сроки также должны быть определены достаточно четко, и инвестор должен в полной мере представлять себе ту схему, по которой шоу-проект будет развиваться, и какие основания у продюсера есть для утверждений о рентабельности проекта.
  • Какой объем средств инвестор может выделить именно на этот шоу-проект? Какие ресурсы можно дополнительно привлечь для развития проекта? Особенность такого рода вложений – в том, что инвестор должен сам достаточно неплохо разбираться в нюансах проекта, чтобы иметь возможность предложить дополнительные способы развития. Это поможет повысить шансы на успех, что очень важно – поскольку шоу-бизнес остается очень рискованной и высоко конкурентной областью.
  • Есть ли у продюсера опыт успешных проектов в прошлом? И, если да, то насколько новый проект схож с предыдущими, каковы его шансы на повторение успеха предыдущих проектов? Или, если проект качественно новый, либо у продюсера не было опыта успешной раскрутки в прошлом, то чем проект может «зацепить» потенциальную целевую аудиторию? Насколько сильны эти «крючки»? И что помешало продюсеру в прошлом добиться успеха? Эти вопросы важны для того, чтобы помочь инвестору отсеять потенциально провальные проекты и не потерять вложенные средства.

Способы и риски инвестирования в шоу-бизнес


Первый шаг к успешным вложениям в шоу-бизнес – постановка конкретной цели и определение ожидаемой рентабельности проекта. Для инвестора цель заключается в получении прибыли от раскрученного шоу-проекта, однако нельзя забывать и о тех целях, которые ставит перед собой продюсер и автор проекта, а также о способах достижения этих целей, которые они используют.

В большинстве случаев целями и способами достижения этих целей при создании нового шоу-проекта становятся:

  • Создание нового имени – бренда и раскрутка его среди целевой аудитории,
  • Привлечение и удержание «потребителей» — слушателей, зрителей и т.д.,
  • Наращивание количества потребителей, привлечение новых, повышение объемов продаж,
  • Регулярные исследования рынка, сбор данных о целевой аудитории, по возможности – ее расширение.

При вложениях в шоу-бизнес ключевые риски заключаются в том, что никогда нет полной уверенности, «выстрелит» ли новый проект, или же вложения в него не окупятся и тем более не принесут прибыли. Если говорить о российском шоу-рынке, то он пока еще не настолько развит, как западный рынок, нет настолько мощной инфраструктуры бизнеса. На российском рынке пока еще сохраняется разница между вложениями в талант и превращением таланта в бизнес – в отличие от западного рынка, где в большинстве случаев машина шоу-бизнеса работает стабильно и позволяет заранее предугадывать рентабельность инвестиций благодаря более четко выстроенной схеме раскрутки.

Сложность может возникнуть и с определением целевой аудитории, от чего, в свою очередь, во многом зависит успешность и прибыльность проекта. Опросы и исследования рынка показывают, что большинство потребителей продукции шоу-бизнеса привыкли «довольствоваться тем, что есть». Среди целевой аудитории – очень мало тех, кто действительно заинтересован в получении качественного продукта и подходит с умом к выбору. Поэтому возникает вопрос: следует ли продвигать продукт не слишком высокого качества, ориентированный на большинство, но оставляющий разочарованными единицы «интеллектуалов», или же сосредоточиться на более качественном продукте, потреблять который будет существенно меньшее число людей?

Наконец, если объект инвестирования уже выбран, рентабельность будет зависеть и от текущей экономической ситуации в стране. Россия в этом плане является ярким примером – многих жителей страны в последние два года больше волнуют финансовые проблемы, а не организация досуга. При хорошей же экономической ситуации благосостояние граждан растет, растет и рынок рекламы, растет интерес к развлечениям – следовательно, поставляемый шоу-бизнесом продукт будет более востребованным, а вложения в него – более рентабельными.

Результат инвестирования в шоу-бизнес


Результаты инвестиций в шоу-бизнес могут быть оценены лишь по прошествии некоторого времени. Как правило, успешность вложений напрямую зависит от известности и популярности раскручиваемого бренда. Чем популярнее шоу, тем больше прибыли оно приносит, и тем быстрее окупаются вложения. Однако в каждом конкретном случае инвестору следует самостоятельно определить критерии рентабельности.