Инвест Рейтинг » Шоу бизнес
Под «шоу-бизнесом» сегодня понимается, в первую очередь, раскрутка звезд эстрады. Ни для кого не секрет, что поп-звезды зарабатывают огромные суммы денег, однако еще больше кладут себе в карман их продюсеры. Инвестиции в шоу–бизнес – один из наиболее прибыльных, но вместе с тем наиболее хлопотных и рискованных видов инвестирования.
Как правило, инвестирование в шоу-бизнес означает, что инвестор передает определенную сумму денег продюсеру набирающей популярность «звезды» с целью последующего получения процента от прибыли с концертов и продажи компакт-дисков. Однако инвестиции в шоу-бизнес могут подразумевать не только прямые вложения средств, но и косвенные – помощь в приобретении оборудования, оплату расходов на пиар-кампанию и т.п. Сложность здесь заключается в том, чтобы грамотно выбрать объект инвестирования. Проще говоря – нужно знать, куда стоит вкладываться, уметь чувствовать рынок. Несмотря на то, что среди поклонников той же поп-музыки большой процент людей с непритязательными вкусами, инвестор (как и продюсер) должен понимать: новую «звезду» люди должны принять. Шоу с ее участием должны не просто оказаться впечатляющими – они должны чем-то «цеплять», чтобы приносить стабильную прибыль, привлекая людей. Только в этом случае вложения будут рентабельными. И поэтому от инвестора требуется тщательное изучение рынка и четкое понимание целевой аудитории и ее вкусов.
Для понимания размера инвестиций до получения стабильной прибыли, можно привести несколько примеров:
Простейшая классификация инвестиций в шоу-бизнес основана на объекте вложения. Это может быть как начинающая поп-звезда, так и целый коллектив, танцевальное шоу, стартап по организации праздников и фестивалей и т.д. Все, что связано с шоу, развлечениями и яркими впечатлениями, подпадает под определение шоу-бизнеса.
Инвестирование в шоу-бизнес может быть как прямым (перечисление средств продюсеру либо денежная помощь самому коллективу/исполнителю на первых порах с последующим получением доли прибыли), так и косвенным (вложения в компании, занимающиеся раскруткой будущих звезд).
Прежде чем вкладывать средства в тот или иной шоу-проект, инвестор должен ответить на три ключевых вопроса.
Первый шаг к успешным вложениям в шоу-бизнес – постановка конкретной цели и определение ожидаемой рентабельности проекта. Для инвестора цель заключается в получении прибыли от раскрученного шоу-проекта, однако нельзя забывать и о тех целях, которые ставит перед собой продюсер и автор проекта, а также о способах достижения этих целей, которые они используют.
В большинстве случаев целями и способами достижения этих целей при создании нового шоу-проекта становятся:
При вложениях в шоу-бизнес ключевые риски заключаются в том, что никогда нет полной уверенности, «выстрелит» ли новый проект, или же вложения в него не окупятся и тем более не принесут прибыли. Если говорить о российском шоу-рынке, то он пока еще не настолько развит, как западный рынок, нет настолько мощной инфраструктуры бизнеса. На российском рынке пока еще сохраняется разница между вложениями в талант и превращением таланта в бизнес – в отличие от западного рынка, где в большинстве случаев машина шоу-бизнеса работает стабильно и позволяет заранее предугадывать рентабельность инвестиций благодаря более четко выстроенной схеме раскрутки.
Сложность может возникнуть и с определением целевой аудитории, от чего, в свою очередь, во многом зависит успешность и прибыльность проекта. Опросы и исследования рынка показывают, что большинство потребителей продукции шоу-бизнеса привыкли «довольствоваться тем, что есть». Среди целевой аудитории – очень мало тех, кто действительно заинтересован в получении качественного продукта и подходит с умом к выбору. Поэтому возникает вопрос: следует ли продвигать продукт не слишком высокого качества, ориентированный на большинство, но оставляющий разочарованными единицы «интеллектуалов», или же сосредоточиться на более качественном продукте, потреблять который будет существенно меньшее число людей?
Наконец, если объект инвестирования уже выбран, рентабельность будет зависеть и от текущей экономической ситуации в стране. Россия в этом плане является ярким примером – многих жителей страны в последние два года больше волнуют финансовые проблемы, а не организация досуга. При хорошей же экономической ситуации благосостояние граждан растет, растет и рынок рекламы, растет интерес к развлечениям – следовательно, поставляемый шоу-бизнесом продукт будет более востребованным, а вложения в него – более рентабельными.
Результаты инвестиций в шоу-бизнес могут быть оценены лишь по прошествии некоторого времени. Как правило, успешность вложений напрямую зависит от известности и популярности раскручиваемого бренда. Чем популярнее шоу, тем больше прибыли оно приносит, и тем быстрее окупаются вложения. Однако в каждом конкретном случае инвестору следует самостоятельно определить критерии рентабельности.