Инвест Рейтинг » Зачем участвовать в аукционах ретромобилей
Обновлено 28/10/2021
Зачем участвовать в аукционах ретромобилей, какие экземпляры там можно купить и что делать с автораритетом ценой в миллионы долларов?
Как и любые дорогостоящие редкости, раритетные автомобили продают и покупают на аукционах. Суммы, заплаченные счастливыми обладателями уникальных машин, растут год от года и составляют десятки миллионов долларов. Показать свои сокровища владельцы ретромобилей могут на специальных «конкурсах автокрасоты» или поучаствовать в ралли, организуемых по всему миру специально для таких машин.
Почему Jaguar Type D, произведенный в 1955 году, обойдется в $20 млн, а Jaguar E‑Type 1964 года – всего в $60 тыс.? Почему Ferrari 250 GTO стоит в сто раз дороже, чем Ferrari 250 GT, хотя машины похожи внешне? Отчего за копию (внимание, копию!) одного из седанов Bucciali – марки, название которой нынешнему обывателю ничего не скажет, – просят $150 тыс.? На все эти вопросы вам с радостью ответит один из немногочисленных экспертов по ретроавтомобилям, если, конечно, вы будете в состоянии оплатить его консультацию. Ведь речь идет не просто о специалисте, обладающем квалификацией автомобильного историка, автомобильного искусствоведа и автомобильного инженера, а в первую очередь о человеке, который поможет вам сохранить ваши миллионы. Ну или хотя бы сотни тысяч.
Дело в том, что вероятность приобретения уникального автомобиля «по случаю» равна нулю, если только ваш сосед по даче не один из Ротшильдов. Все редкие машины наперечет, по номерам шасси, двигателей, кузовов, по цвету, поэтому для желающих купить нечто из ряда вон выходящее путь один – аукцион. При этом оформление заявки на участие включает в себя договор, подписав который будущий покупатель принимает на себя всю ответственность за техническое состояние купленной машины, ее происхождение и родословную, ликвидность, оригинальность и т. д. Ни устроители аукциона, ни, что интересно, продавец не отвечают вообще ни за что – такова нынешняя мировая практика. Поэтому, чтобы по ошибке не купить подделку – а это весьма распространено, – заручитесь поддержкой эксперта.
Те, кто коллекционирует раритетные авто, чтобы, подобно герою «Алмаза раджи» Стивенсона, «владеть ими тайно, возвыситься надо всеми», – редкость. Большинство купивших дорогую четырехколесную игрушку мечтают не просто выставить ее напоказ, продемонстрировав тем самым свой статус, возможности, отношение к жизни и т. д., но и время от времени ездить на ней.
Вершиной такого рода возможностей стала итальянская гонка «Тысяча миль» (Mille Miglia), ежегодно проводимая в конце весны по круговому маршруту Брешия – Падова – Рим – Парма – Брешия. Возрожденная в своем нынешнем виде, то есть как ралли классических машин, она стала любимым мероприятием миллиардеров или в крайнем случае мультимиллионеров. Если у вас на счету пара миллионов долларов, здесь вам ловить нечего, хотя взнос на участие относительно небольшой – €8,5 тыс. В чем же дело?
К старту в нынешней Mille Miglia допускаются автомобили тех моделей, которые в свое время выступали в этой гонке, когда она была еще спортивным соревнованием, то есть с 1927 по 1957 год! Поскольку речь о моделях, выпущенных в те годы крохотными партиями исключительно в рамках омологации (выпуск ограниченной партии машин, пригодных для повседневной эксплуатации), а то и о самих спортивных болидах, суммы поражают воображение. К слову, до 1957 года борьба за победу в «Тысяче миль» шла в прямом смысле не на жизнь, а на смерть, собственно, гонку и закрыли из-за гибели экипажа Альфонсо де Портаго. Смерть и прежде сопровождала «Тысячу миль», но в тот раз вместе с пилотом и штурманом погибли 11 жителей деревни Гуидиццоло, решивших насладиться ралли. Впрочем, Mille Miglia отмечена и куда более позитивными событиями. Считается, к примеру, что именно здесь впервые применили стенограмму – сокращенную запись трассы. Здравствующий и поныне британец Стирлинг Мосс в 1955 году слушал команды своего штурмана журналиста Дженкинсона, записанные на рулоне бумаги длиной 4,5 метра. Дистанцию они преодолели за рекордные 10 часов 7 минут! Что же касается цен на экземпляры, позволяющие владельцам проехать нынешние «Тысячу миль», ориентиром тут стала Ferrari 335 Sport Scaglietti образца 1957 года, проданная в прошлом году за $35,7 млн. И это не самый дорогой лот за всю историю аукционов ретромобилей. Кстати, устроители нынешней Mille Miglia все же сохранили некий регламент. Во‑первых, участники по-прежнему соревнуются, только на сей раз речь идет о точности хронометража. Во‑вторых, все машины уравниваются с помощью системы коэффициентов, поэтому у Alfa Romeo 6C 1500 Sport Spider Zagato 1928 года шансы на победу ровно такие же, как и у Mercedes-Benz 300 SLR середины 50‑х.
Тем владельцам, кто не собирается жечь резину и портить дорогой экземпляр, тоже есть где показаться. Для них придуманы абсурдные на первый взгляд «конкурсы автомобильной красоты». Как правило, организаторы перетряхивают категории участников каждый год, позволяя выставлять один и тот же автомобиль до бесконечности. Самым статусным мероприятием подобного рода считается итальянский «Конкурс элегантности на озере Комо» – каждую весну его проводят на Villa d’Este и Villa Erba. В этом году в конце мая сюда опять съедутся владельцы четырехколесной роскоши, чтобы определить лучших по пяти номинациям. В «Демоны скорости» можно записаться с мощной спортивной машиной, выпущенной до Второй мировой войны, «сочетающей стиль и грубую силу». В стан «Героев века высоких скоростей» есть шанс попасть с «красивой машиной 1950‑х годов, которая продолжает влиять на умы мира искусства» и так далее. Формат простой: участники приезжают, регистрируются, затем жюри осматривает машины, потом финальный проезд и награждение. На все про все – несколько дней. В аналогичном ключе, но с куда большим размахом проходит «Конкурс красоты в Пеббл-бич» в рамках калифорнийской автомобильной недели в Монтерее. Собственно, самые крупные торги приурочены как раз к таким мероприятиям, что логично, ведь сюда стекается самая богатая автомобильная публика мира. Ежегодно суммарная выручка в Пеббл-бич составляет более $400 млн. Впрочем, прежде суммы были куда скромнее.
С течением времени деньги обесценивает инфляция, поэтому самые дорогие аукционные лоты ретро-автомобилей пришлись на последние годы. Кроме того, в мире все меньше уникальных экспонатов, которые в будущем могли бы стать предметом аукционного торга. Один из самых дорогих на сегодняшний день автомобилей – Bugatti Type 57 SC Atlantic – в 2010 году продали за $38 млн, притом что предыдущий владелец за 39 лет до того купил машину на торгах всего за $59 тыс.! И доллар потерял в цене, и сама «Бугатти» прибавила в возрасте – в 1971 году ей было всего 35 лет.
Есть и еще одна тенденция. Среди самых востребованных и, что немаловажно, самых дорогих экземпляров превалируют Ferrari. Связано это с несколькими факторами, главный среди которых – сочетание огромного количества спортивных побед, одержанных различными версиями (и, как следствие, большого количества выпущенных микроскопическими тиражами омологационных партий, предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования), и сотрудничество марки с большим количеством кузовных ателье. Зачастую под разными «обертками» совершенно невозможно узнать одну и ту же модель. Впрочем, у каждой марки есть незыблемые правила, к примеру, у двигателя модели Ferrari 250 GTO (250 – это объем одного цилиндра в кубических сантиметрах) количество карбюраторов равно количеству цилиндров, а на «гражданской» 250 GT мотор снабжал бензином всего один карбюратор.
Все вышесказанное относится, конечно, к вершине индустрии ретромобилей, неотъемлемой частью которой стали страховые компании, специализированные ремонтные мастерские, небольшие предприятия по выпуску ограниченных партий, а то и единичных экземпляров деталей. Да что там! Только ежегодный оборот ретро-шин оценивается в несколько сотен миллионов долларов! По всему миру действуют сотни аукционов, сотни ретроралли, в том числе и тех, где проводятся заезды на время, сотни выставок классических машин.
А что делать тем, кто желает обладать редким экземпляром, но весьма ограничен в средствах? Таким любителям старины рекомендуют покупать… подделки! Да-да, но не простые, а изготовленные с высокой точностью в заводских условиях с частичным соблюдением технологий. Внешне такие автомобили, уважительно называемые «репликами», ничем не отличаются от оригинала. Кстати, первые репликары появились с подачи Голливуда – продюсеры быстро смекнули, что сделать похожую машину и разбить ее (а зачастую на съемках автомобиль должен «погибнуть» неоднократно) обходится несоизмеримо дешевле, чем использовать для тех же целей оригиналы. Не говоря уже о том, что последние могут и не сохраниться.
Некоторое время назад автомобильные производители поняли, что упускают большую выгоду, позволяя другим зарабатывать на своей истории, и взяли дело в свои руки. Тон здесь задал Jaguar, объявивший в прошлом году о выпуске девяти экземпляров XKSS в спецификации 1957 года. 60 лет назад на заводе в Ковентри произошел пожар и из 25 экземпляров спортивного D‑Type, которые было решено переделать под дорожные машины, девять было утрачено. В память об этом событии компания и объявила о выпуске стопроцентных, ничем не отличающихся от оригинала копий. Излишне говорить, что все девять машин стоимостью по £1 млн каждая были забронированы в короткий срок. Не забывают англичане и о своем внедорожном наследии. В конце января на ретросалоне в Париже Land Rover представил реставрированный образец Range Rover первого поколения 1978 года – еще в трехдверном кузове. За машину просят внушительные £135 тыс., притом что в 1970‑м – в год дебюта – этот внедорожник отдавали за £2000. Одно слово – инфляция!